Судебный спор по пенсионным вопросам: исковые требования Печать E-mail
06.02.2015 12:50

Административный иск состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной части. Довольно часто резолютивная (просительная) часть иска не полностью отражает желаемый истцом результат, который он хочет получить обращаясь в суд. Это связано с рядом обстоятельств, которые напрямую зависят от понимания истцом сути спора и его осведомленности об объеме полномочий органа государственной власти, с которым он судится.

Следует понимать, что в административном процессе исковые требования характеризуются его спецификой. Проще говоря, административный процесс - это спор с субъектом властных полномочий, который вопреки возложенных на него Законом обязанностей отказывается их выполнять. Как правило, исковые требования в административном процессе строятся следующим образом:

1. Признание действий субъекта властных полномочий противоправными - субъект властных полномочий обязан действовать исключительно в соответствии с действующим законодательством, а потому его поведение, противоречащее закону, является противоправным.

2. Обязать субъект властных полномочий совершить действие в соответствии с законом - как правило, обязать субъект властных полномочий совершить действие возможно только на основании решения суда.

То есть такая последовательность исковых требований является логически правильной и раскрывает смысл и назначение административного процесса.

На практике исковые требования могут быть сформулированы следующим образом: «признать действия субъекта властных полномочий противоправными и обязать его совершить действие».

Иногда исковые требования сформулированы не в полном объеме, например: «обязать включить периоды работы в стаж» - при этом отсутствует исковое требование о проведении в связи с этим перерасчета пенсии.

Отдельной исковым требованием можно привлечь инструмент контроля за выполнением решения суда, которым КАС Украины наделил истцов, в пользу которых вынесено решение, а именно возложение контроля за выполнением решения суда на руководителя субъекта властных полномочий и административной или уголовной ответственности за уклонение от исполнения решения суда. Статьей 267 КАС Украины предусмотрено предоставление субъектом властных полномочий, не в пользу которого вынесено решение суда, отчета об исполнении решения суда и наложение административного штрафа в случае невыполнения решения суда, установлен перечень требований к заявлению (ходатайству) о наложении штрафа, порядок и срок обращения в суд. Вопрос о наложении штрафа решается по ходатайству истца, в пользу которого собственно и взимается половина штрафа, другая половина взимается в пользу государственного бюджета.

Существуют случаи, когда в споре участвуют несколько субъектов властных полномочий. В данном случае следует учесть, что каждый из них имеет свой объем полномочий (который регламентируется законодательством, в отдельных случаях - внутренними подзаконными актами), поэтому следует правильно формулировать исковые требования по отношению к каждому из них. Например, в споре о выплате чернобыльцу средств на оздоровление одно из исковых требований заявляется к Управлению труда и социальной защиты населения (обязать провести начисления средств), другая - к Центру по начислению и выплатам (провести выплату).

Довольно часто в административном процессе суд отмечает, что истцом по делу сформулировано «неточно» и (или) «не в полном объеме» исковые требования. В большинстве случаев эта «неточность» касается конкретной даты (периода), с которого должно быть совершено действие (например произведен перерасчет пенсии). Что касается «неполноты» исковых требований - это когда вообще не указанно исковое требование о совершении действия, без которой суть иска теряет практический смысл.

Эти «недостатки» в исковых требованиях приводят к тому, что решение невозможно выполнить надлежащим образом, или при исполнении решения суда истец недополучает часть денег, за которые он собственно судился.

Чтобы преодолеть эти недостатки в процессуальном праве есть два действенных инструмента:

Уточнение исковых требований

Статьей 173 КАС Украины предоставлено право истцу менять исковые требования:

«Истец может в течение всего времени судебного разбирательства увеличить или уменьшить размер исковых требований, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. До начала судебного разбирательства дела по существу истец может изменить основание или предмет административного иска, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. Заявление об изменении исковых требований должно соответствовать требованиям, установленным настоящим Кодексом для исковых заявлений. В случае несоответствия такого заявления требованиям ст. 106 КАС Украины суд своим постановлением возвращает его истцу. Постановление суда, принятое по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления об изменении исковых требований, отдельно не обжалуется.

Суд по ходатайству ответчика объявляет перерыв в судебном заседании и предоставляет ответчику срок, достаточный для его подготовки к делу в связи с изменением истцом исковых требований».

То есть, с помощью этого инструмента, «неполноту» или «неточность» исковых требований можно устранить еще на стадии судебного разбирательства, что по своей сути достаточно весомо для эффективной защиты прав лица, обратившегося в суд. Воспользовавшись этим процессуальным инструментом, истец в будущем сэкономит массу времени и усилий, которые потребуются для разъяснения решения суда в связи с несовершенной формулировкой исковых требований, кроме того, выполнение решения суда в таком случае откладывается.

Разъяснение решения суда

Довольно часто истцы упускают возможность уточнить исковые требования, соответственно суд выносит решение по требованиям, изложенным изначально - что в свою очередь вызывает ситуацию, в которой решение суда принято, однако в его резолютивной части недостаточно понятно прописаны действия, которые ответчик по делу должен исполнить.

Статьей 170 КАС Украины предоставлено право стороне спора или государственному исполнителю обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда: «если судебное решение является непонятным, суд, принявший по заявлению лиц, участвующих в деле, или государственного исполнителя постановлением разъясняет свое решение, не изменяя при этом его содержания. Подача заявления о разъяснении судебного решения допускается, если оно еще не выполнено или не истек срок, в течение которого судебное решение может быть предъявлено для принудительного исполнения. Суд рассматривает заявление о разъяснении судебного решения в течение десяти дней с уведомлением заявителя (лица, участвующего в деле, государственного исполнителя, обратившихся с заявлением о разъяснении судебного решения) и лиц, участвующих в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению заявления о разъяснении решения. Подача заявления о разъяснении судебного решения останавливает течение срока, установленного судом для исполнения судебного решения, а так же срока, на протяжении которого судебное решение может быть предъявлено для принудительного исполнения. Копия постановления о разъяснении судебного решения не позднее следующего дня после его вынесения направляется лицам, участвующим в деле, а также заявителю, которые не присутствовали в судебном заседании. Решение о разъяснении судебного решения или отказ в его разъяснении может быть обжаловано».

Этот процессуальный инструмент применяется для толкования решения суда и его эффективного выполнения.

Таким образом, обращаясь в суд следует достаточно основательно подготовиться и четко продумать исковые требования. Однако нужно знать, что есть эффективные процессуальные инструменты, которые в дальнейшем помогут в решении ситуаций, связанных с неполным или нечетким формулированием исковых требований, что позволит эффективно защитить свои права.

Обновлено 08.09.2015 15:49